Врачам разрешат указывать бренд в рецепте?

В больницах врачам при назначении и выписке лекарств снова можно указывать не только формулу препарата (международное непатентованное наименование), но и бренд (торговое наименование). Об этом говорится в приказе Минздрава, который был зарегистрирован в Минюсте в августе.

Ранее при выписке препаратов как в больницах, так и в поликлиниках указывать бренд можно было только в исключительных случаях, например если пациент не переносит какие-то лекарства. Эти правила были введены в 2012 году и были частью «дорожной карты» по развитию конкуренции на рынке лекарственных средств, утвержденной распоряжением правительства РФ. В ФАС считают, что новый приказ Минздрава противоречит распоряжению правительства и может привести к ослаблению конкуренции и росту коррупции.

Правила назначения и выписки препаратов содержатся в приказе Минздрава от 20 декабря 2012 года № 1175. В нем говорится, что медицинские работники должны использовать международное непатентованное наименование (МНН, название действующего вещества препарата, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения). Если МНН нет, используется «группировочное наименование» (его получают препараты, объединенные в группы по составу действующих веществ).

И только в случае отсутствия МНН и группировочного наименования врач в документе указывает бренд. Также коммерческое название можно указывать, если пациент не переносит какие-то аналоги или в других исключительных случаях. При этом решение о назначении препарата по бренду принимается на специальной врачебной комиссии.

Новый приказ Минздрава вносит в правила пункт, который вводит отдельный порядок для стационарных учреждений. Сказано, что «назначение и выписывание лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется по международному непатентованному, группировочному или торговому наименованию». При этом не перечисляются критерии, когда какое наименование использовать, таким образом это могут решать сами медики.

Еще одно изменение — врачам, выписывающим рецепты, не нужно теперь указывать свою должность.

Отметим, что в «дорожной карте» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденной правительством в декабре 2012 года, есть пункт «введение требований выписывания лекарственных препаратов на рецептурных бланках по международным непатентованным наименованиям».

Как напомнила заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Надежда Шаравская, Минздрав уже отчитался об исполнении этого пункта «дорожной карты», а теперь возвращается к «старой коррупционной схеме».

— Все аналоги считаются взаимозаменяемыми в рамках МНН. И только в исключительных ситуациях это не так. Поэтому раньше можно было только в исключительных случаях назначать и выписывать препараты по торговому наименованию, — сказала Надежда Шаравская. — Мы поддерживали это, потому что исключения должны быть для защиты прав пациентов. Но разрешить всегда прописывать конкретный бренд — это коррупционная схема, и именно поэтому правительство ранее приняло решение от нее уйти.

Как рассказала Надежда Шаравская, больницы и сейчас нередко допускают нарушения при назначении лекарств.

— Больница закупает лекарства, чтобы обеспечивать ими всех, кто туда попадает. Но обеспечиваются не все. Бывает, что пациенту говорят: вам нужно такое-то лекарство, спуститесь на первый этаж и купите. Аптеки, которые создаются в больницах, по сути, монопольные, потому что пациент не может выйти на улицу. Мало того что он не может выбрать аптеку, теперь ему еще будут писать и конкретный бренд.

Надежда Шаравская добавила, что ФАС будет настаивать на выписке лекарств по МНН и отмене нового приказа. ФАС уже озвучила Минздраву свою позицию, и было принято решение провести рабочую встречу по этому вопросу.

Пресс-служба Минздрава не предоставила оперативно комментария о новом приказе.

Директор Центра социальной экономики, член общественного совета при Минздраве Давид Мелик-Гусейнов считает, что врачебное сообщество и пациенты в отличие от ФАС поддержат позицию Минздрава. По его словам, российские пациенты плохо разбираются в том, какие лекарства являются взаимозаменяемыми. Когда они приходят в аптеку с рецептом, выписанным по МНН, выбор за них фактически делает провизор. А на выбор провизора, в свою очередь, влияют фармкомпании: у них может быть с аптекой коммерческий договор. Давид Мелик-Гусейнов напомнил, что раньше медицинские представители фармкомпаний работали с врачами — когда те выписывали рецепты с названиями брендов.

— Сейчас медицинские представители свои основные маркетинговые усилия направили на розничный сегмент. В том числе с аптеками заключаются коммерческие договоры, — сказал эксперт.

По его мнению, в 2012 году Минздрав согласился ограничить выписку лекарств по МНН «под давлением ФАС».

— Сейчас Минздрав, очевидно, собрал критическую массу замечаний о том, как работает нынешняя система, а также требований со стороны медицинского сообщества изменить ее, — сказал Давид Мелик-Гусейнов. — С этим может быть связано решение отыграть ситуацию, сделать полшага назад. В поликлиниках ведь всё остается по-прежнему.

По мнению эксперта, «полшага назад» Минздрав делает именно в больницах, потому что нужно соблюдать преемственность препаратов, которые пациенты получают в стационаре и после выписки.

— Если в больнице выписывают рецепт по МНН, пациент приходит в аптеку и может купить препарат, у которого будет другое название и другой производитель. В результате, особенно если речь идет о биологически синтезированных препаратах, пациент может не получить того эффекта, который был в больнице, — сказал Давид Мелик-Гусейнов.

Как считает эксперт, Минздраву придется «доказать ФАС и общественности», что система с выпиской лекарств по торговым наименованиям в больницах может работать нормально и что врачи не будут поддаваться давлению со стороны фармкомпаний.

— Например, может быть установлен запрет на посещение медицинскими представителями стационарных организаций, — предположил он.

Гендиректор аналитического агентства DSM Group Сергей Шуляк отметил, что каждый из способов выписки лекарств — по МНН и по бренду — не может быть однозначно правильным.

— С точки зрения развития конкуренции выписка должна быть по МНН, — сказал он. — Но, с другой стороны, врачи, которые назначают конкретный препарат, в большинстве случаев руководствуются своим опытом и рекомендуют именно то лекарство, которое лучше всего подходит пациенту.

Сергей Шуляк добавил, что фармкомпании могут приспособиться даже к самым строгим антимонопольным правилам и найти способ ввести в заблуждение пациента.

— Когда врачи стали выписывать по МНН, на рынке появилось много непатентованных дженериков, — пояснил он. — У них нет торгового наименования, и когда пациент показывает рецепт с МНН, вместо того чтобы дать ему 10 лекарств на выбор, дают именно этот дженерик — потому что на нем написано именно то «слово», что и в рецепте. То есть происходит подмена понятий.

Как писали «Известия», ранее ФАС предлагала Минздраву работать над повышением уровня знаний врачебного сообщества и населения о том, какие лекарства можно считать взаимозаменяемыми. Это помогло бы не только делать правильный выбор, но и повысило бы конкуренцию на фармрынке. В частности, для аптек ФАС предлагала ввести новое требование — «о первом предложении покупателям наиболее дешевого взаимозаменяемого лекарственного препарата». Если покупатель спрашивает что-то конкретное, то нужно их информировать «о наличии аналогов приобретаемых лекарственных препаратов и их ценах».

Как было сказано в проекте плана развития конкуренции на рынке лекарств, направленном ФАС в Минздрав, разница в ценах на лекарства, у которых одно и то же МНН и главное действующее вещество и разные торговые названия и вспомогательные вещества, составляет 5873%, то есть цена самого дорогого лекарства выше в 59 раз самого дешевого.

izvestia.ru

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.