Крупная фармкомпания покупает данные ДНК миллионов частных лиц

Результаты частных домашних анализов ДНК 5 миллионов клиентов компании 23andMe будут использоваться лекарственным гигантом GlaxoSmithKline для разработки новых лекарств. 23andMe — частная биотехнологическая компания из Калифорнии, предоставляет частным заказчикам информацию об их предрасположенности к заболеваниям на основании анализа предоставленного биоматериала. Партнерство нацелено на использование все более популярного рынка домашнего генетического тестирования, на котором доминирует 23andMe.

«Работая с GSK, мы верим, что ускорим развитие прорывов», — написала в своем блоге генеральный директор 23andMe Энн Войцицки. «Если наши клиенты не хотят участвовать в исследованиях, они могут отказаться в любое время», — пишет Войчицки. После анонса она отправила клиентам 23andMe письмо, в том числе по быстрой ссылке, чтобы отказаться от исследования.

Glaxo инвестировала 300 миллионов долларов в 23andMe, и компании заключили четырехлетнее соглашение, которое дает Glaxo эксклюзивные права на сотрудничество с компанией по тестированию ДНК для разработки лекарств. Питер Питтс, президент Центра медицины в интересах общества, сказал, что компании должны платить клиентам 23andMe, чья ДНК используется в любых исследованиях. «Собираются ли они предлагать скидки тем, кто согласен, чтобы их клиенты не платили за привилегию 23andMe, работающей с коммерческой компанией в рамках коммерческого исследовательского проекта?» спросил он. «Одно дело для NIH (Национальные институты здоровья) попросить людей пожертвовать свои последовательности генома для высшего блага», — сказал Питтс NBC News. «Но когда две коммерческие компании заключают соглашение, в котором драгоценным камнем в короне является ваша последовательность генов, а вы фактически платите за привилегию участия, я думаю, что это неправильно». Питтс также спросил, существуют ли надежные протоколы для защиты конфиденциальности клиентов 23andMe.

В первом проекте будут рассмотрены возможные новые лекарства для лечения болезни Паркинсона, основанные на гене под названием LRRK2, который мутирует у некоторых пациентов с болезнью Паркинсона. Опубликованное в среду исследование показало, что ген может играть важную роль в болезни Паркинсона даже среди пациентов, у которых нет мутаций. Glaxo уже работает над препаратами, которые могут работать на основе активности LRRK2.

Партнерство было придумано двумя главными научными сотрудниками компании: Хэлом Барроном из Глаксо и Ричардом Шеллером из 23andMe. Они оба ранее работали вместе в другой фармацевтической компании, Genentech.
«Когда вы получаете генетически подтвержденную цель и преследуете ее, это дает в два раза больше шансов стать лекарством», — сказал Баррон в интервью CNBC.

«Более 5 миллионов клиентов, к которым получил доступ 23andMe, действительно намного больше … в 10 раз больше, чем некоторые другие базы данных», — добавил он.

Одним из препятствий для генетических исследований является необходимость достаточного количества людей, готовых пожертвовать свою ДНК и заплатить, чтобы упорядочить ее. База данных 23andMe предоставляет огромное количество клиентов, которые уже дали согласие и чья ДНК уже была частично секвенирована.

23andMe занимался собственной разработкой лекарств и теперь поделится этой информацией с Glaxo в соответствии с обоюдным соглашением.

pharmaceutika.ru По материалам зарубежной прессы

Запись опубликована в рубрике за рубежом, разное с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.