Спасет ли кагоцел от гриппа?

Что стоит за Кагоцелом и другой продукцией «Роснано»

Споры вокруг противовирусного лекарства «Кагоцел» идут уже не первый год. Оно входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В тоже время известные медики считают, что от лекарства может быть больше вреда, чем пользы.

Споры вокруг противовирусного лекарства «Кагоцел» идут уже не первый год. Оно входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В тоже время известные медики считают, что от лекарства может быть больше вреда, чем пользы.

Самый назначаемый

«Кагоцел спасает россиян от гриппа», – заявил «Нашей версии» управляющий директор по корпоративным коммуникациям УК «Роснано» Александр Бархатов, перечисляя достижения компании. Комментарий последовал в ответ на предложение депутата от ЛДПР Владимира Сысоева переформатировать госкорпорацию как не достигшую значительных успехов.

Страсти вокруг Кагоцела кипят уже не первый год: особенно тема эффективности противовирусных препаратов актуализируется в межсезонье, осенью и по весне – в пик заболеваний гриппом. С одной стороны, в 2015-м году Кагоцел занял первое место в номинации «Самый назначаемый препарат при профилактике и лечении ОРВИ и гриппа».

С другой – известные медики не вполне разделяют оптимистический настрой представителя «Роснано». По мнению некоторых экспертов, Кагоцел – препарат, вероятно, не до конца проверенный, и может вызывать опасные побочные эффекты.

 

Кагоцел – противовирусное средство, которое применяется для лечения и профилактики гриппа, ОРВИ, а также герпетической инфекции. Препарат входит в группу индукторов интерферона, на физиологическом уровне способствует образованию и продолжительной циркуляции в организме собственного интерферона.

История появления препарата следующая. Он был разработан академиком РАМН, директором НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи Феликсом Ершовым и руководителем отдела иммунологии этого института Владимиром Нестеренко; название «Кагоцел» (Cagocel) зарегистрировано в 2003-м году. В 2005 году созданная Владимиром Нестеренко компания «Ниармедик плюс» начала производство Кагоцела как безрецептурного препарата. Еще через 6 лет Группа компаний «Ниармедик» и «Роснано» подписали соглашение о сотрудничестве в реализации проекта «Ниармедик Фарма» по строительству завода для выпуска препарата – с долей софинансирования «Роснано» в 1,2 млрд рублей. Инвестиции «Роснано» были, в первую очередь, направлены на строительство завода компании в Обнинске Калужской области: общая площадь комплекса составила 22 тыс. кв. метров. Три года назад «Роснано» вышло из проекта.

С 2010 года Кагоцел, как противовирусный препарат прямого действия, входит в «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (ЖНВЛП).

Благодаря активной маркетинговой политике и солидной поддержке (наличие в аптеках Кагоцела лично проверяла в бытность главой Минздравсоцразвития Татьяна Голикова), препарату были обеспечены рекордные темпы роста продаж (по данным ЦМИ «Фармэксперт» за 2012-й год – свыше 2,5 млрд рублей ). Два года назад рекламный ролик Kагоцела стал победителем конкурса «Пожиратели рекламы», в 2015 году Кагоцел занял первое место в номинации «Самый назначаемый препарат при профилактике и лечении ОРВИ и гриппа». В октябре 2015 года российский препарат стал обладателем международной фармацевтической премии «Зеленый крест» («Препарат года» в номинации «Безрецептурный препарат»).

Проверили на грызунах

Казалось бы, какие после этого могут вообще возникать сомнения в действенности средства? Но оказалось, что их немало.

Год назад в прямом эфире состоялся жесткий разговор председателя правления «Роснано» Анатолия Чубайса и учредителя фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального – который, как оказалось, испытывал некоторые сомнения в эффективной деятельности госкорпорации, и попросил доказать ее более предметно. В частности, подтвердив эффективность препарата «Кагоцел». В ответ Анатолий Чубайс буквально на следующий день опубликовал у себя в блоге список доклинических и клинических исследований препарата – который, похоже, ни Алексея Навального, ни многих читателей ЖЖ Чубайса не удовлетворил и не убедил.

В свою очередь мнение по этому вопросу высказал кардиолог, член Американской ассоциации ссердца и Европейского общества кардиологов, автор более 85 научных публикаций Ярослав Ашихмин.

Ярослав Ашихмин считает, что клинические исследования Кагоцела, которым можно бы было верить, проведены не были. Тем временем препарат не просто зарегистрирован и активно используется: включение в перечень ЖНВЛП автоматически открыло ему доступ к рынку госзакупок.

«Шутка о том, что «без Кагоцела никак нельзя выжить», не покажется смешной тысячам наших соотечественников, погибающих по причине отсутствия реально спасительного лекарства, – потому что оно не попало в перечень, а значит, клинике практически невозможно его закупить», – считает кардиолог.

Ярослав Ашихмин отмечает, что все англоязычные статьи, (в том числе приведенные Анатолием Чубайсом), не являются клиническими исследованиями. Ученый обращает внимание на то, что во время дебатов Анатолий Чубайс упоминал FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевыхпродуктов и медикаментов США), одобряющую лекарственные препараты для применения. По словам Ашихмина, упоминаний о Кагоцеле на сайте FDA или в международной базе клинических исследований Сlinicaltrials нет.

«В авторитетных научных журналах, в том числе российских, индексируемых крупнейшей мировой «научной библиотекой» Pubmed, не опубликовано результатов ни одного (!) рандомизированного клинического исследования препарата Кагоцел. Не нужно быть фармацевтом, чтобы из названий статей понять, что исследования проведены на грызунах и культурах клеток. Анатолий Чубайс играет с нами в наперстки. Он пишет, что «всего в регистрационных клинических исследованиях приняли участие около 2000 пациентов», а дальше бравирует цифрой в 21 000 человек, якобы принявших участие в «пострегистрационном исследовании», – замечает Ярослав Ашихмин.

Проверили на грызунах и стали лечить людей…

«Самое главное, мне трудно понять, как вообще «Роснан»о решило инвестировать в Кагоцел? Если вы хотите сделать честный бизнес, то вкладывать средства в препараты, подобные Кагоцелу, по меньшей мере глупо. Это примерно как разрабатывать оптимальную дубинку, когда над головой проносятся истребители. Индукция интерферона и неспецифическая («массированная») стимуляция иммунитета – это архаичные подходы, от которых на Западе практически отказались. Считается, что в настроенную тончайшим образом систему иммунитета не стоит лезть с разводным ключом», – подытожил свои сомнения ученый.

С этим мнением согласен и профессор ВШЭ Василий Власов: «В нашей стране, например, часть препаратов разрешается к использованию без рандомизированных контролируемых испытаний. Вот один из таких известных и скандальных препаратов – это кагоцел. Он был разрешен для лечения гриппа на основании того, что просто полечили некоторое количество людей, они выздоровели, и препарат разрешили для лечения гриппа. К сожалению, такие вещи бывают. И в этом отношении наша страна от Нигерии или Бангладеш отличается очень незначительно…».

Если верить блогу Алекса Экслера в ЖЖ, то можно узнать, что ученый задается вопросом, как могло случиться, что препарат с недоказанной полезностью и потенциально токсичный был включен в перечень жизненно необходимых лекарств, даже если бы он действительно помогал при лечении простуды, сокращая ее продолжительность на день-два, это никак не делает его «жизненно необходимым». Василий Власов предполагает, что безрецептурность препарата и его нахождение в числе «жизненно необходимых» повышает продажи, сильно повышает. «Если кто-то подумал, что в Минздраве царствует коррупция, то это его личная догадка. Мне она близка, но я на ней не настаиваю», – замечает Власов в источнике.

Необратимые последствия

А теперь вернемся к замечанию, приведенному выше: «пока не доказано отсутствие побочных эффектов».

На официальном сайте препарата о возможных побочных эффектах сказано скупо: «Имеются противопоказания, необходимо ознакомиться с инструкцией по применению или получить консультацию специалиста». Между тем, противники Кагоцела говорят о его вреде для здоровья человека. Препарат безрецептурный, что может означать его бесконтрольное применение. А ведь в состав Кагоцела, по всей видимости, входит госсипол – вещество с возможностью необратимого противозачаточного эффекта.

Стоит вспомнить, что в 1998 году исследовательская группа ВОЗ по методам регулирования мужской фертильности, рассмотрев результаты исследований госсипола, и пришла к заключению, что риск от его применения превышает пользу, в связи с чем, его использование в чистом виде в качестве контрацептива было запрещено.

Похоже, производитель заявляет, что Кагоцел относится к классу малотоксичных веществ, для которых установлено, что введение препарата экспериментальным животным (крысам) в дозе до 5 г/кг массы тела не вызывает гибели животных. Но противники применения препарата указывали, что исследования на более близких человеку свиньях могут дать гораздо более высокие результаты. А, кроме того, если информация сайта www.pravdaogrippe.ru верна, Кагоцел вводили половозрелым особям животных. Согласно исследованиям G. Romualdo, именно в препубертатном и раннем пубертатном периоде введение госсипола вело к развитию кист в хвосте придатков яичек, которое приводит к бесплодию.

В тоже время на официальном сайте Минздрава РФ, который посвящен клиническим исследованиям лекарственных средств, по всей видимости так и не удалось найти сведений о проведенных или проводимых клинических исследованиях препарата «Кагоцел», в то время как у ближайших конкурентов эти данные может найти любой желающий.

Таким образом, доказательства безопасности Кагоцела выглядят все менее убедительными. И если от гриппа Кагоцел действительно кого-то вылечивает, то не калечит ли параллельно?

Впрочем, руководство «Роснано» продолжает убеждать общественность в своей незаменимости. Александр Бархатов рассказывает о 105 проектах «Роснано»: о том, «как удерживаем 30% мирового рынка синтетических сапфиров, как вытеснили западных конкурентов в нанопокрытиях для трубопроводов, за счет преимущества каких нанотехнологий нефтяные насосы экспортируются теперь в десятки зарубежных стран, в каких городах мы построили федеральную сеть Центров ядерной медицины для ранней диагностики онкологии, где уже прошли обследования 10 тысяч избирателей» и т.д. …

Вот только сомнения о том, что они могут быть столь же эффективными как Кагоцел остаются. Может быть, не так уж и неправ депутат Сысоев?

https://versia.ru/chto-stoit-za-kagocelom-i-drugoj-produkciej-rosnano

Запись опубликована в рубрике псевдомедицина, Расстрельный список препаратов (фуфломицины) с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.